Проблемы молодежи в выборе музыке

Исследователи молодежной культуры в своих работах придерживаются одного кредо: “Последующее поколение всегда хуже предыдущего по всем показателям”. Молодежь критикуют, показывая в ее среде увеличивающее количество маргиналов, наркоманов, уголовников, тем самым, продолжая извечную проблему “отцов и детей”. “Молодежники” утверждают: современная социокультурная действительность создала феномен формирования духовного мира молодых людей: интересы и установки сверстников важнее, чем убеждения и ценности родителей, что отчетливо проявляется в практике проведения досуга, вышедшего на второе место в системе ценностей современной молодежи, уступив позицию только материальным ценностям.
Настоящий доминант досуга – это музыка. Данный феномен был отчетливо уловлен молодежными журналами: “Неон”, “Ровесник”, “16”, “Башня”, “Молоток”, “Я молодой” - и вообще каждое, уважающее себя, молодежное издание, по нашим наблюдениям, отдает большую часть или всю печатную площадь музыкальной культуре, называя при этом современную молодежь музыкальным поколением; акцентирует внимание на том, что музыкальные пристрастия часто служат основной причиной возникновения молодежных субкультур. Отечественные исследователи, сделав вывод о “невзыскательности музыкальных вкусов” и увлечении “суррогатными образцами массовой музыкальной культуры” (народные песни в исполнении поп-звезд В.Цыгановой, А.Малинина, ансамбля “Золотое кольцо”), говорят о формировании у молодежи своей звуковой среды, все дальше отходящей от музыкальной культуры “отцов” и нарушающей трансляцию культуры.
Н Первом Всероссийском Социологическом Конгрессе Борисова Е.Б. из Астрахани большое внимание уделила музыкальным вкусам молодежи. Смысл выступления – неправильную музыку слушают “наши дети”: 95,5% - поп-музыку, 84,1% - бардовскую песню (В.Высоцкий, А.Розенбаум), 57,6% - рок-музыку, 50,8% классику (В. Мей, В. Зинчук – рок-интерпретаторы классики), 41,7% - джазовую музыку (только блюзы и рок-н-ролльные композиции). Оригинальные произведения различных музыкальных жанров им (молодежи) не интересны, - утверждает аналитик. Молодежь редко ходит на концерты (может быть, дорого?). Прослушивание музыки сопровождается употреблением алкоголя, нередко – наркотиков (не надо обобщать). Обидно, что ее поддержало старшее поколение социологов: “Нет у молодого поколения музыкального образования”. Простите, а у всех ли социологов и взрослого населения есть музыкальное образование, чтобы делать такой вывод? Нет, не у всех. Поэтому подобное унижение молодежи – это не только не этичное поведение, но и “не понимание молодых людей и их культуры” - а это уже диагноз современной российской социологии молодежи, о чем в единственном лице, но не столь категорично, высказался С.Н.Першуткин из Новосибирска. Кроме того, каждому времени соответствует свой ритм. Пересказывая старую сказку, услышанную от бабушки, своему ребенку, мы привносим в нее личные эмоции, опыт, мироощущение, современную действительность. То же самое происходит и с музыкой, поэтому разговор о суррогатности современного исполнения классических и фольклорных произведений не имеет основы.
В своем исследовании мы исходим, прежде всего, из желания – необходимости “понять”. Музыкальное предпочтение - это выбор не только коммуникативной среды и достижения релаксационного эффекта, но и стиля жизни. Е.Б. Борисова в своем исследовании указывает на диктат диско - , рейв - , техно – среды без ссылки на словесное сопровождение, что в корне не верно. Мало того, не упоминается, на наш взгляд, резко сегодня набирающий высоту рэп, как органичный для российской действительности ритм. А ведь “Рэп – это то, как я живу, рэп – это то, что я делаю”; “Правда о жизни, о той жизни, какая она есть”; “Ты должен быть искренним, делать все сам, и только тогда тебе поверят” - из песен и слов о рэпе.
У непосвященных рэп ассоциируется с невозможно широкими висящими штанами, круглыми шапочками в любое время года, тяжелой цепью и речитативом. И это о музыкальном направлении, которое в России существует уже 15 лет. И существует не только как музыка (техника игры со звуком, игра рифм и интонаций, совокупность ритма и мелодии с речитативом, ломанный ритм: 92 удара в минуту, русский былинный распев или мелодекламация; ди-джеинг), мода, танец (crew; брейк), изобразительное искусство (граффити), кино, реклама, спорт, но и как философия современности со своим расколом на негатив и позитив, озвученные мысли о человеке, о мире человека и гражданина: “Русский рэп – это слияние всех мировых культур (интернациональная культура). Наш рэп универсален”, - говорит один из лидеров рэп-культуры ШЕFF.
Поколение Х, согласимся, музыкальное поколение. Но, в отличие от мнения молодежных журналов, современную молодежь сегодня волнует не только, что носит и с кем спит их певец-кумир, какую сексуальную ориентацию себе выбрать, какую одежду и в каком бутике купить, на каком танцполе “клубиться”, но и социальные проблемы земной жизни: армия, группировки, война, наркотики…- именно эти темы сегодня поднимает рэп, заменив, тем самым, социальный рок “джинсового поколения” сегодняшних тридцатилетних и старше, которые остались с песнями В.Цоя, питерского андеграунда и бардов. Этот рок легализовался и стал мелодичным лирико-романтическим экзистенциализмом с привкусом непереваренного капитализма: ДДТ, Б.Г., духовного анархизма панк-рока. Рэп же стал новой музыкальной формой текстов русского рока, ритмом, социальным ритмом конца ХХ века, в котором нет солипсизма Земфиры (хотя мы уважаем творчество певицы), “вечно молодой пьяной культуры” “Смысловых галлюцинаций”, а противопоставления строятся не по расовой принадлежности, а по признакам: социальным (бедные – богатые), культурным (конформисты – нонконформисты).
Ощутившее себя “потерянным поколением” молодые люди переживают, точнее сказать не уверены в своем будущем:
“Я уверен, что я жив, остальное не знаю” – почти философски утверждает Легальный Бизнес$$, - “Позавтракав, я никогда не знаю, чем поужинаю. Засыпая ночью, я не знаю, что будет с утра, что случится через месяц, что будет через год… Стану ли достойным примером для детей, оправдаю ли надежды своих родителей. Могу ли быть уверен в верности друзей, и могут ли друзья быть уверены в моей. Наберется ли в кармане хоть на пачку сигар”
“Под музыку разврата, не найду того, кто даст мне надежду на завтра”
И такой растерянности есть немало причин:
 современная российская политика
“На улице… взятки, где выше, убийства, где ниже, в тюрьмы по-прежнему сажают только нищих. Под вой сирен рождается лирика. Мой выстрел вам…я не верю в политику”
“Верю только тем, кто …слова на ветер не бросает, идее следует. Таких политиков еще не видел я за свои годы…вижу только развратные морды… Мой выстрел вам - я не верю в политику”
“Я вижу старики по улицам собирают бутылки. Вижу политики лишь набивают кошельки, возят тачки, строят дачи, особняки… гопники тот, кто у власти”,Именно поэтому, “я не хожу на выборы, я знаю – там сидят новые гитлеры” и “я бы отдал свой голос, но тем, кого я вижу, только хотят меня убить”
 собственное отождествление
“Кто ты, человек города в тумане?” – устами Децела задается вопросом молодежь и отвечает: “Я из Москвы, я представляю голос улиц …Я маугли, вырос в городе джунглей… таких как я миллионы, я не один”, однако “Смотря на мир открытыми глазами, я не был ангелом и не был грязью под ногами. Смотрю теперь на зеркало, ну кем я стал, мой мир превратился в слезы и печаль”( Bad Balance) “ – и все в том же настроении: “Мой вид из окна напоминает тюрьму, в которой я живу, книги на память учу, как будто весь мир мне объявил войну”
 экологическая напряженность
“И поглощают разум дела мирские,
Немного мирские, но в целом как всегда людские.
Да и какие птицы, когда не вижу я
Ни дерева, ни травы, ни листа зеленого, увы.
В этом городе нет ничего зеленого:
Нет ни во дворах и в окнах зелень отсутствует.
Точно, нет ни кусочка травы и газона,
Зона здесь свинцового бетона” (Белые Братья)
 наркотизация России
“Давай посмотрим на страну, где каждый школьник, хотя бы раз в жизни попробовал наркотик. Примерно 5% сидят на игле, тысячи подростков погибают в дерьме. Смазливые девчонки выбирают ЛСД, миллионы теряют друзей на винте. Взгляд со стороны в глубь миллионов, кто торгует наркотой - выбивает неплохие бабки. Факты, комментарии мне не нужны, смотрите в темноту, я зажигаю огни” (Децл)
НО “нам не нужен алкоголь, нам не нужны наркотики”
 проблема веры
“Все, не во что больше верить. Все, некому доверять, чем каждый третий жизнь свою мерить будет, если каждый второй готов убивать”, поэтому “не будем спорить, кто праведен, а кто грешен, никто не найдет себе спокойную старость, просто каждый поступок должен быть взвешен, хотя бы чуть-чуть, хотя бы саму малость” (Дельфин)
 угроза войны
“Третья мировая …убитые в бою мечты, нарушены законы, порваны контакты... под прицелом Земля”
“Плевать, кто виноват, кто прав. Плевать на суть мотивов. Я лишь мечтаю, чтоб мой сын не вздрагивал от взрывов”( Bad Balance)
 моральные ценности
“Я просто напомнил: дерись один на один, и никогда не плюй в разбитое лицо, даже если превосходство четыре против одного” (Децл)
Может сложиться мнение, что мы боготворим рэп - музыку. Отнюдь, осветив лишь одну сторону рэпперской текстовки, где отчетливо звучит “здесь каждая минута несет только дурную весть”, мы не можем пройти мимо матерных песен, призывов к праздной жизни, а так же не задаться вопросом, что есть фраза: “Кто ты? Кто ты? Что ты в свои годы сделал для хип-хопа?” Что есть данный вопрос? Музыканты преподносят хип-хоп как политику, религию, идола, диктуют его или ее установки как идеологию основной массы молодежи, неинституционально входящей в рэп - тусовку. Интересно, что такое положение характерно для многих молодежных субкультур трансформирующейся России: так своей идеологией диггеры, грин-хиппи, клайдеры, толкиенисты выбрали экологию; скинхэды, анархисты, панки - национальную идею, хакеры, крекеры, фрикеры, киберпанки – компьютерный андеграунд, - скорее всего, это результат поиска идеологии в постидеологическом пространстве России и, соответственно, создание культуры “под себя”
Спрашивается: “Зажгется ли Россия от хип-хоп идей?” И какие это идеи?
 прежде всего, забытый интернационализм:
“Но мы - не враги, мы – друзья. Вращается Земля под куполом неба”
- политика мира
“ Третья мировая война – опасная бомба. Любовь и мир – это политика Востока”
 национальная гордость
“Жаль, что история-мать нас не научила себя держать в руках. Братья и сестры, мы можем за себя постоять”
 хип – хоп – доверие
 мажорность
“Хочешь быть рэппером, вором иль прокурором?”
 спортивный образ жизни
“Занимаешься ли спортом, чтобы дать врагам по морде, или ты предпочитаешь листать журналы порно?”
“Бросай курить! Вставай на лыжи –здоровьем будешь не обижен!”
Афро-мальчик Децл, его символизм есть некая современная интерпретация Кибальчиша, Тимура и Питера Пена, чьими устами современная молодежь просит: “Хватит нас убивать!”,- раскрывает взрослому миру свой порядок, досуг, тусовки: “…столица веселится, в ритме хип-хопа пульсирует улица”… Кроме того, именно в русском рэпе присутствуют корни той России, “любить которую значило быть интернационалистом, ибо на ее знамени был лозунг братства”, в отличие от расового дискриминанта черного рэпа, - это ли не трансляция культуры?
И кончено же, хип-хоп – это очень мелодично!
Вам не нравится? Вы не согласны? Не все так плохо, как есть на самом деле? Вкусы, конечно, различны! Но из песен слов не выкинешь, как не выкинешь из общества почитателей современного ритма.
Просто у каждого поколения своя музыка, поэтому, будем понимать!!!

Напишите мне

Hosted by uCoz